DPF - распространенные проблемы и решения

Сажевый фильтр (DPF) на дизельном авто обычно служит не менее 150 000 км пробега , после чего обычно требуется его замена либо проведение процедуры профессиональной очистки

Однако, из-за технической неисправности автомобиля блок управления (ECU) может не инициировать включение  автоматической регенерации сажевого фильтра. Это становится причиной  преждевременного  загрязнения DPF до критического состояния и влечет за собой  блокировку выхлопной системы. В таком случае замена или очистка DPF не решат проблему надолго и сажевый фильтр будет снова сильно загрязнен  после короткой эксплуатации.  


По истории ECU всегда можно проверить, проводил ли автомобиль регенерации сажевого фильтра, являлись ли они успешными и насколько часто происходили.

Эти моменты очень важны, так как на основании такой информации можно определить наиболее вероятные неисправности авто.

Причинами преждевременной блокировки DPF могут стать проблемы с топливной системой, свечами накаливания, системой рециркуляции отработавших газов (EGR), вопросы, связанные с воздухозабором и неисправным турбокомпрессором.  


Регенерация не проводится, если есть какие-либо ошибки, связанные с датчиком дифференциального давления DPF, датчиком температуры выхлопных газов и даже с пробкой заливной горловины топливного бака.  
Ниже приведены коды неисправностей DPF с кратким описанием:

Typical DPF fault codes
P1471 Diesel particulate filter (bank 1) regeneration not completed  
P2002 Diesel particulate filter (bank 1) efficiency below threshold 
P2003 Diesel particulate filter (bank 1) particulate mass too high  
P242F Diesel particulate filter (bank 1) regeneration not active  
P244A Particulate filter differential pressure too low  
P224B Particulate filter differential pressure too high  
P2452 Particulate filter differential pressure sensor malfunction  
P2453 Diesel particulate filter differential pressure - sensor malfunction  
P2454 Diesel particulate filter differential pressure - sensor voltage too low  
P2455 Diesel particulate filter differential pressure - sensor malfunction  
P2458 Particulate filter regeneration maximum regeneration time exceeded 
P2459 Particulate filter regeneration, regeneration frequency implausible

Рассмотрим некоторые моменты на которые следует обратить внимание, чтобы регенерация сажевого фильтра прошла успешно:


1) В баке должно быть достаточное количество топлива, по меньшей мере четверть бака, или около двадцати литров топлива. 
2) Для пассивной регенерации содержание сажи в фильтре не должно превышать 45% от максимума. 
3) При большом количестве неуспешных регенераций, моторное масло часто оказывается сильно разжижено дизельным топливом. И если этот параметр контролируется ECU, то регенерация с большой вероятностью не будет запускаться до тех пор, пока моторное масло и масляный фильтр не будут заменены, а контрольный параметр не будет сброшен с помощью диагностического аппарата. 
Напомним, что в авто, оборудованных сажевым фильтром следует использовать моторное масло с низким содержанием SAPS (сульфатной золы, фосфора и серы).
4) Любая неисправность в системе управления двигателем не даст произойти процессу регенерации сажевого фильтра.  Все недостатки должны быть устранены, иначе сажевый фильтр будет заблокирован после короткого интервала работы двигателя. 
5) Некоторые производители автомобилей ограничивают время работы DPF пробегом. И если "вшитый" предел достигнут, то ECU автомобиля не позволит DPF пройти через процесс регенерации. При замене сажевого фильтра на новый или восстановленный все значения DPF в ECU требуется сбросить с помощью диагностического аппарата. 
6) Если DPF критически заблокирован сажей и золой, то потребуется либо его замена либо проведение процедуры профессиональной очистки

Принудительная регенерация

Принудительная регенерация требуется, если диагностическим прибором определяется код неисправности P1471 - DPF регенерация не завершена. Причиной возникновения этой ошибки является то, что активная регенерация не была успешной при нормальных условиях движения транспортного средства.  В таком случае следует попытаться запустить принудительную регенерацию сажевого фильтра. 


Существует два типа принудительной регенерации: статическая и  динамическая. 

Статическая регенерация проводится на открытом воздухе на ровной и пожаробезопасной поверхности. Ее запуск  производится с помощью диагностического прибора, который управляет процессом регенерации от начала до конца. Весь процесс должен находится под контролем техника-оператора. Цикл регенерации может длиться до часа в зависимости от целого ряда факторов. Как правило, это тип транспортного средства, содержание сажи в фильтре, зольность и т.д. 


Динамическая регенерация происходит во время движения авто. Техник должен вести транспортное средство с умеренной скоростью, как правило, менее 60 км в час, а процесс управляется диагностическим прибором, подключенным через порт OBD автомобиля. 
Регенерация в движении занимает приблизительно от двадцати до тридцати минут. Из соображений безопасности второму технику рекомендуется сидеть в автомобиле и следить за сообщениями и указаниями, появляющимися на экране диагностического прибора. 


Отдельно следует отметить, что большое количество транспортных средств, оборудованных сажевым фильтром, требует для процедуры регенерации использования специальной добавки (EOLYS). В таких авто нужно контролировать наличие достаточного количества этой добавки в отдельном предназначенном для нее баке, и следить за отсутствием ошибок в системе управления ее впрыском в топливо.