Обслуживание cажевого фильтра DPF на грузовых авто EURO6

Современные грузовые авто стандарта EURO6 оборудованы сложными системами снижения токсичности выхлопных газов, которые обязательно содержат в составе сажевый фильтр - DPF (Diesel Particulate Filter).

Выхопные газы проходят через пористые керамические стенки такого фильтра, благодаря чему улавливаются самые маленькие сажевые частицы и зола. 

Зола – это негорючий материал, который главным образом является сгоревшими остатками присадок моторного масла, попавших через поршневые кольца в поток выхлопных газов. В отличие от сажи, зола не сгорает при регенерации и, если ее не удалять, DPF постепенно блокируется. Вот почему масла с высоким содержанием SAPS (сульфатная зола, фосфор и сера) не рекомендованы к использованию в двигателях EURO6.

Из-за загрязнения DPF фильтра золой  увеличивается противодавление выхлопных газов, которое ведет к повышению расхода топлива. Кроме того, скопление золы также снижает емкость сажевого фильтра. Это в свою очередь приводит к более частому включению активной регенерации, также использующей в своем процессе топливо, что обеспечивает еще один удар по его расходу.

Таким образом, на грузовых авто EURO6 необходимо периодически очищать фильтр DPF от золы.

Интервал очистки производители грузовых авто устанавливают по-разному.

DAF и MAN определяют для своих тягачей максимальный интервал в 500 000 км. 

Mercedes рекомендует 450 000 км для своих новых 10,7 и 12,8 литровых двигателей в Actros, но предупреждает, что это актуально только для нового DPF, а последующие интервалы сокращаются до 300 000 км. 

Scania предлагает очищать DPF каждые 300 000 км или 7 300 моточасов. 

Volvo рекомендует ежегодную очистку.

Для двигателей меньшего размера интервалы очистки DPF устанавливаются более короткими с точки зрения пробега. 

Для 4,5 л и 6,7л двигателей ISB Cummins, которые используют DAF, рекомендована очистка DPF каждые 200 000 км пробега. 

Mercedes предлагает максимум 240 000 км для своих новых 5,1-литровых OM 934 и 7,7-литровых OM 936 в Атего и Антосе. 

MAN для TGL и TGM устанавливает рекомендованный интервал между очистками фильтра в 250 000 км пробега.

Предупреждение!

Задержка с удалением золы из DPF снижает затраты на его очистку, но может оказаться контрпродуктивной, так как повышение противодавления и частые регенерации ведут к большому увеличению расхода топлива и увеличивают риск необратимого повреждения DPF.

 В Украине качественную очистку фильтра DPF производят специалисты компании DPF Tech на итальянском оборудовании Flash Cleaner Machine.

Подводя итоги, предлагаем несколько рекомендаций для компаний, владеющих парком грузовой техники стандарта EURO6.

- Используйте только правильное масло и топливо. В соответствии с рекомендациями производителя для двигателей, оснащенных DPF, требуется дизельное топливо с низким содержанием серы и моторное масло с низким или средним содержанием SAPS (сульфатная зола, фосфор и сера). Применение масел с высоким содержанием SAPS может привести к быстрому загрязнению фильтра. 

- Если возможно, осуществляйте ротацию транспортных средств между медленными, перегруженными, городскими маршрутами и более быстрыми, более длинными. Это способствует пассивной регенерации фильтров DPF. Например, для грузовиков, работающих на коротких расстояниях, обычно требуется регулярная очистка фильтра на 200 000 км, но этот интервал может быть удвоен при работе на больших расстояниях. 

- Активные регенерации фильтра, происходящие с уменьшающимися интервалами, могут указывать на то, что фильтр засорен золой. Как правило, когда фильтр заблокирован на 40%, он активирует индикатор на приборной панели для активного восстановления. Если фильтр постоянно заполнен золой на 20%, то интервал между активными регенерациями уменьшится вдвое. 

- Активная регенерация не способствует экономии топлива. Во время регенерации двигатель может сжигать в семь раз больше топлива, чем при нормальном использовании. 

- Никогда не прерывайте активную регенерацию. Избыток не сгоревшего топлива может вытечь в поддон, что вызовет дальнейшие проблемы. Если требуется очистка фильтра, то после ее проведения в качестве меры предосторожности следует заменить моторное масло. 

- Основные проблемы с двигателем, такие как неисправности системы рециркуляции отработавших газов и отказы турбины, могут привести к загрязнению DPF. В этих случаях его следует проверить и очистить.