Удаление сажевого фильтра — НЕ единственный способ избавиться от проблемы.

Среди автолюбителей бытует мнение, что практически единственным приемлемым способом решить проблему с сажевым фильтром является его удаление.

Сажевый фильтр – устройство, предназначенное для очистки выхлопа дизельного авто. Фильтр изготовлен из керамики и представляет собой пористую структуру, пронизанную каналами-сотами. Со временем сажа и зола закупоривают поры и прохождение выхлопных газов через фильтр затрудняется. Это приводит к увеличению расхода топлива авто и снижению мощности двигателя, кроме того повышается риск возникновения различных неисправностей.

Казалось бы, что может быть проще, чем вскрыть корпус фильтра и выкинуть ненужное содержимое на свалку.

 

Но, во-первых, содержимое очень даже нужное. Отличить машину с вырезанным сажевым по ядовитой вони и черному дыму из выхлопной трубы, особенно при перегазовке, можно практически всегда.

Во-вторых, после такого вмешательства недостаточно просто заварить пустую «банку» и установить ее обратно на авто.

В системе выхлопа присутствует целый набор датчиков, которые контролируют работу сажевого фильтра. Физическое удаление фильтра изменит их показания, что может ввести в ступор электронный блок управления (ЭБУ). 

Например, отсутствие разницы температур или давлений на входе и выходе заставит его усомниться в корректности работы датчиков или фильтра. Это приведет к появлению ошибки и возможно к переходу авто в аварийный режим.

Не следует забывать и про штатную регенерацию.

Штатная регенерация сажевого фильтра –процедура очистки фильтра, суть которой состоит в контролируемом увеличении температуры в фильтре для дожига находящейся в нем сажи.

 

Даже если ЭБУ не станет запускать её по показаниям датчиков, он вполне может сделать это исходя из расчёта истраченного топлива. Так как после такой “регенерации” пустого корпуса от фильтра ничего в показаниях не изменится, блок управления может запускать её многократно , а поскольку для регенерации требуется дополнительное топливо, то значительное увеличение расхода горючего гарантировано. Кроме того, постоянная «прожарка» выхлопной системы в скором времени приведет к ее прогару.

Следует также отметить, что в тяжелых случаях, вследствие частого запуска регенерации, солярка попадает в масло в большом количестве. Таким образом, ее концентрация в картере возрастает настолько, что масло само становится уже вполне пригодным топливом. Так как искра для воспламенения дизелю не нужна, то, если мотор начнёт работать на этой смеси, остановить его выключением зажигания не получится. Тогда начнётся работа двигателя “в разнос” с соответствующими последствиями.

Следовательно, кроме механического «вырезания» фильтра обязательно требуется вмешательство в электронные системы автомобиля. Мастера предлагают заменить прошивку ЭБУ на более старый стандарт экологической безопасности, часто называя подобное вмешательство красивым словосочетанием «чип-тюнинг». При этом если нет возможности программного отключения системы или не существует нужной прошивки, то за данной фразой скрывают механическое повреждение микросхемы на плате ЭБУ .

Таким образом, некоторые не самые лучшие “специалисты” могут угробить всю диагностику автомобиля. А уже после этого его владелец будет долго ездить по другим СТО, где уже нормальные сервисмены будут плясать с бубном вокруг машины, не понимая, почему авто, у которого все ОК, не хочет нормально ехать.

В конце концов, даже если такая «модернизация» прошла успешно, нельзя не отметить еще один факт.

В виде бонуса, счастливый обладатель авто с вырезанным сажевым фильтром и «правильной» прошивкой, часто получает свист турбины на малых оборотах. 

Кроме нового звукового оформления следует знать, что ресурс турбины в таком случае также снижается, поскольку обороты ее будут завышены. Это объясняется тем, что хотя динамическое давление потока выхлопных газов не изменится, но статическое давление в области лопаток горячей части турбины без сажевика будет меньше, а соответственно меньше будет и сопротивление вращению.

Какие возможны альтернативы "вырезанию" сажевого фильтра.

В первую очередь, это замена сажевого фильтра. Но учитывая его стоимость (часто больше 1000 Евро) назвать такой вариант особо привлекательным язык не поворачивается. Даже в экономически благополучных странах сервисмены сразу не рекомендуют владельцам дизельных авто приобретение нового сажевого фильтра, а предпочитают предложить его очистку. 

Способы очистки бывают разными – включение принудительной регенерации, применение различных жидкостей и аэрозолей, высокотемпературный прожиг фильтра в камере.

Но самой эффективной, при этом достаточно простой, а следовательно и наиболее популярной за рубежом, является промывка сажевого фильтра в специальном оборудовании.

Основной плюс такой процедуры - решение проблемы с сажевым фильтром на длительный срок без внесения конструктивных изменений в авто.

Оборудование для промывки сажевых фильтров сейчас производится во многих странах – США, Италии, Турции, Польше, Китае. Все производители декларируют качественную и быструю очистку сажевого фильтра. На деле технология процесса, химические реагенты, качество фильтрующих элементов отличаются , а следовательно, и результат может быть разным.

Среди производителей, как собственно и везде, есть известные бренды со своей историей. При равной цене на процедуру имеет смысл остановить выбор на поставщике услуги, оборудование которого прошло испытание временем и несет за плечами багаж необходимых проверок и сертификатов.

Как образец такой процедуры можно привести видео очистки фильтра на итальянском оборудовании FlashCleanerMachine.